.

Утверждено Общим собранием
Координационного совета 
Негосударственной сферы безопасности России 
14 марта 2017 года 
Председатель КС НСБ России
В.А. Озеров



 

РЕЗОЛЮЦИЯ  

V Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности  

.

 7 февраля 2017 года                             г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»

.

11 марта 2017 года исполняется 25 лет со дня становления в Российской Федерации нового вида предпринимательской деятельности, как отдельного сегмента экономики страны, - негосударственной сферы безопасности (далее – НСБ) и, одновременно, значимого компонента системы обеспечения общественной безопасности. За это время практически сформировался новый для России, обладающий значительным потенциалом субъект негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Возможности НСБ эффективно используются в интересах государства с целью:

  • содействия государственной политике по защите конституционного строя, противодействию угрозам терроризма, экстремизма, незаконному распространению наркотических средств и иным противоправным проявлениям;
  • укрепления обороноспособности РФ в качестве мобилизационных ресурсов;
  • пресечения и содействия раскрытию правонарушений и иных антиобщественных проявлений, повышения уровня защищённости граждан в ходе социальных и межнациональных конфликтов, а также  в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.;
  • содействия государственной политике по обеспечению общественной, экономической, транспортной, пожарной, информационной и иным видам безопасности;
  • для использования в целях разведывательной и контрразведывательной деятельности.

 .

Вместе с тем имеющийся у НСБ потенциал государством используются не в полной мере!

В этой связи экспертное сообщество НСБ России полагает возможным обратиться в федеральные органы государственной власти с предложением создать при Президенте Российской Федерации экспертно-консультативный совет по вопросам развития  НСБ, в рамках  которого рассмотреть следующие первоочередные вопросы:

- место и роль НСБ России в государственном строительстве национальной и общественной безопасности нашей страны;

- о формировании новой нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения безопасности, в том числе оказания охранных и сыскных услуг.

В то же время, по общим экспертным оценкам, в целях более эффективного использования потенциала НСБ  в публичных интересах необходимо:

  1. Активизировать мероприятия органов власти по выработке, совместно с экспертным сообществом НСБ, единой государственной политики в отношении НСБ и доработать концепцию развития НСБ с учетом современной обстановки.

2. Включить де-юре силы и средства НСБ в систему обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности инструментов находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.

3. Активизировать внедрение эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса - организаций НСБ, как элементов самостоятельной отрасли экономики, и государства, направленных на координацию усилий всех сторон и обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Модернизировать законодательство и действующую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов НСБ, в соответствие с государственной политикой в сфере обеспечения национальной и общественной безопасности.

5. Продолжить формирование в регионах Координационных советов НСБ, учесть возможности НСБ при разработке мобилизационных планов и мероприятий по защите конституционного строя.

6. На базе экспертного совета Координационного совета НСБ России создать Центр стратегического развития НСБ.

7. Активизировать участие предпринимателей, организаций, представляющих индустрию безопасности, их добровольных объединений в выработке и реализации мер по их государственной и общественной поддержке с использованием возможностей Комитетов по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ и регионов.

8. Провести структурирование НСБ и оптимизацию ее органов управления, взаимодействия, лицензирования и контроля.

9. Создать условия для внутриотраслевого объединения субъектов НСБ.

  1. Разработать план мероприятий по развитию и укреплению структур НСБ с позиций отельного вида экономической деятельности и включить их в общий  план социально-экономического развития Российской Федерации.

В интересах дальнейшей интеграции в Российское экономическое сообщество, развитие инфраструктуры видовой деятельности, налаживания устойчивых деловых связей в предпринимательских кругах индустрии безопасности в рамках негосударственной сферы безопасности России, в целях дальнейшей интеграции сил и средств негосударственной сферы безопасности в общенациональную систему обеспечения общественной безопасности в рамках реализации Стратегии Национальной безопасности участники совещания считают необходимым.

А. В сфере совершенствования действующей и формируемой нормативно-правовой базы развития субъектов индустрии безопасности в рамках НСБ.

            Необходима модернизация законодательства,  учитывающая потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт и законодательство государств-участников СНГ в негосударственной сфере безопасности.

При этом необходимо учитывать, что:

- действующий закон о ЧОДД включает в себя два самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских вида деятельности (обеспечение безопасности (частная охранная деятельность) и проведение расследований (детективы);

- необходимо унифицировать законодательство государств-участников СНГ, регулирующих охранную деятельность;

- актуально создание правовой основы для формирования единой государственной политики в сфере охраны;

- текущая обстановка в мире и в стране требует постоянного совершенствования законодательства в сфере охраны;

- требуется законодательство в охранной деятельности наиболее полно и отвечающее потребностям современной практики урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления охранной деятельности;

- возникает потребность более чёткого определения участников охранной деятельности, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей;

- имеется необходимость совершенствования контроля и надзора за охранной деятельностью.

По мнению экспертов НСБ положения, модернизирующие нормативно-правовую базу охранной деятельности, должны содержать следующие принципиально новые положения:

1. Уточнён предмет правового регулирования.

При его определении акцент должен быть сделан на то, что регулируется только охранная деятельность, осуществляемая одним субъектом – негосударственными (частными) охранными организациями.

2. Значительно расширен понятийный аппарат.

В частности, даны такие понятия как: руководитель негосударственной (частной) охранной организации, телохранитель, личная карточка телохранителя, охраняемое лицо, заказчик охранной услуги, прилегающая к охраняемому объекту территория, массовое мероприятие, обеспечение порядка в местах проведения массового мероприятия, использование оружия, использование специальных средств, применение оружия, применение специальных средств, уточнено содержание имеющихся в действующем законе понятий.

3. Цели и задачи охранной деятельности должны быть определены с учётом её предпринимательского характера, сочетания частных и публичных интересов при её осуществлении, отнесения охранных услуг к услугам безопасности.

4. Более конкретно и с учётом предпринимательского характера охранной деятельности сформулированы основные принципы охранной деятельности.

5. Конкретизированы и уточнены виды охранных услуг.

6. Детализирован порядок оказания охранных услуг, установлены дополнительные условия заключения договора оказания охранных услуг, предусмотрен субподряд.

7. Установлена обязанность охранной организации страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении охранной деятельности.

8. Прописан порядок и основания административного приостановления охранной деятельности.

9. Определены участники охранной деятельности, их права и обязанности, прописан порядок приобретения и утраты статуса соответствующим участником.

10. Предусмотрена возможность создания охранными организациями филиалов и дочерних обществ.

11. Рассмотрены вопросы, касающиеся использования оружия, специальных средств и технических средств, определены случаи применения гражданского неогнестрельного оружия и тем самым устранён пробел в этой части в действующем законе.

Телохранителю предоставлено право не только использовать оружие при защите жизни и здоровья охраняемых лиц, но и прописано, в каких случаях он вправе его применить.

12. Более чётко и конкретно определены случаи применения физической силы.

13. Определены основание, содержание и порядок взаимодействия охранных организаций с правоохранительными органами. При этом особо подчеркнуто, что оказываемые охранными организациями услуги отнесены законодательством, в том числе и зарубежным, к услугам безопасности и вследствие этого охранные организации являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Принципиально важной является норма согласно которой мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств охранных организаций по договору с заказчиком.

Названы основные направления взаимодействия, права и обязанности охранных организаций и полномочий правоохранительных органов при осуществлении взаимодействия.

14. В целях совершенствования государственного контроля прописаны грубые нарушения порядка осуществления охранной деятельности, установлены дополнительные ограничения на её осуществление.

15. Нормативно закрепить возможность охранным организациям объединяться в саморегулируемые организации.

Б. В сфере развития институтов Деловой репутации и компетенции индустрии безопасности НСБ.

1.  На базе КС НСБ России и Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ принять участие в разработке (экспертизе) государственных (ведомственных и межведомственных) стандартов, касающихся вопросов сертификации выпускаемой продукции, проводимых работ, предоставляемых услуг организациями (предприятиями) индустрии безопасности НСБ, применение которых должно обеспечивать соблюдение единых требований, в т. ч. технических регламентов соответствия выпускаемой продукции, правил осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, выпускаемой частными организациями, предприятиями индустрии безопасности НСБ;

2. Комитету по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на повышение ответственности производителей товаров, работ и услуг в сфере безопасности для более ответственных отношений с потребителями;

3. Активизировать процесс вовлечения более широкого круга профессионально подготовленной общественности в целях обеспечения общественного контроля.

В. В сфере развития саморегулирования в индустрии безопасности НСБ, укрепления отраслевых объединений работодателей и объедений профессионалов.

1. Осуществить подготовку, обсуждение, внесение предложений, мотивирующих развитие добровольных некоммерческих объединений НСБ путем использования инструментов  отраслевого со-регулирования по обеспечению мер безопасности на отраслевых, ведомственных объектах, в том числе объектах социальной и др. значимости;

2. Повысить взаимную заинтересованность государственных, муниципальных, ведомственных потребителей с привлечением саморегулируемых объединений в производстве товаров, ведении работ, оказании (получении) услуг с учетом ведомственных особенностей (специфики) и возможностей их производства (исполнения) с учетом коллективных гарантий ответственности за производимую продукцию, работы и услуги;

3. Продолжить агитационную, организационную работу с частными предприятиями, бизнес-объединениями и другими субъектами индустрии безопасности НСБ, способными к добровольному объединению в целях приобретения ими официального статуса СРО и выполнению функций СРО, с последующим вступлением их в Союз СРО НСБ, в целях защиты интересов предпринимателей на более высоком организационном и правовом уровне, возможности кооперирования производственных элементов функционирования, создания стабилизационных фондов, развития конкурентной устойчивости, инициирования получения преференций для организаций (предприятий) в статусе членов саморегулируемого объединения (СРО), противодействию коррупции.

4. Принять активное участие в развитии программ реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах на период до 2030 года с инициативами включения в проекты реализации субъектов МСП негосударственной сферы безопасности предложений по мероприятиям.

Г. В сфере разработки предложений по реализации мер защиты предпринимательства в области индустрии безопасности России:

1. Принять участие в выработке идеологии защиты предпринимательской деятельности индустрии безопасности.

2. Разработать и предложить к реализации совместно с федеральными, региональными, муниципальными органами власти средне и долгосрочные программы развития частных организаций, предприятий индустрии безопасности НСБ, их добровольных некоммерческих  объединений.

3. Подготовить и внести предложения по совершенствованию (оптимизации) налогового режима для малых и средних организаций, предприятий индустрии безопасности НСБ, выполняющих заказы по охране (обеспечению безопасности) объектов общественной, культурной, социальной значимости, объектов, находящихся на бюджетном финансировании, объектов повышенной опасности.

4. Направить запросы субъектам индустрии безопасности о предоставлении информации и их предложений по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, провести анализ, подготовить предложения к внесению дополнений, изменений в федеральные законы № 44- ФЗ, № 223-ФЗ.

5. Для повышения качества принимаемых решений по выбору исполнителя и стоимости услуг, предотвращения демпинга на рынке охранных услуг, приводящего к снижению качества выполненных охранных услуг, Подкомитету по развитию индустрии безопасности НСБ Комитета ТПП РФ проработать предложения о введении дополнительных мер ответственности государственных руководителей и руководителей государственных организаций за заключение государственных контрактов и качество их исполнения;

6. Разработать и предложить к внедрению мотивационные механизмы для формирования антикоррупционного поведения, повышения нравственного уровня взаимоотношений с государственными структурами и субъектами предпринимательства, как формирования надежных барьеров на пути коррупционных проявлений;

7. Принять участие в создании системы общественного контроля за деятельностью муниципальных и государственных органов власти, организации и ведении независимого мониторинга их деятельности для участия в определении рейтинга уровня их соответствия предназначению, исполнительности, противодействию коррупции в региональных, муниципальных органах;

8. Оказывать помощь организациям и предпринимателям индустрии безопасности НСБ в развитии их корпоративных, внутривидовых отношений, представлять и защищать их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной, экономической и другой законной деятельности в России, преодолению бюрократических преград.

Д. В сфере содействия развитию системы образования, созданию учебной базы по подготовке кадров для частных предприятий, организаций, другой законной предпринимательской деятельности в индустрии безопасности России:

1. Осуществить мероприятия по совершенствованию и оптимизации образования по подготовке кадров частных предприятий, организаций индустрии безопасности НСБ России, рекомендовать в качестве использования практического примера положительный опыт в применении профессионального стандарта СРО Ассоциация «Школа безопасности» в регионах России;

2. Ориентировать и стимулировать подготовку кадров с учетом развития новых рыночных ниш для сферы малого и среднего предпринимательства, поддержать инициативную разработку проекта профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций», как актуальную в комплексе мер безопасности в медицинских учреждениях;

3. Оказать содействие в организации учебных центров на базе СРО по подготовке работников в объёме профессиональных квалификаций видовой деятельности;

4. Подготовить инициативы по дальнейшему развитию и продвижению профессиональных квалификаций.

Е. В сфере обеспечения безопасности цепей поставок:

1. Продолжить работу Совета по обеспечению безопасности цепей поставок КС НСБ России по развитию концепции систем менеджмента безопасности и устойчивости цепей поставок.

При этом необходимо учитывать, что развитие систем менеджмента безопасности в нашей стране является комплексной задачей в нескольких областях – образовательной, технологической, правовой, организационной и др. Особое внимание необходимо обратить на построение адекватных современным вызовам и угрозам систем менеджмента безопасности и устойчивости цепей поставок, учет требований международных стандартов серии ИСО 28000, ИСО 31000, ИСО/МЭК 15288, ГОСТ Р ИСО 39001-2014 и др., выработку отраслевых рекомендаций организациям НСБ, подготовку обучающих программам, нормативно-правовое обеспечение.

2. Продолжить работы по совершенствованию системы обеспечения общественной безопасности при выполнении инкассаторской функции, совершенствованию организационно-правового обеспечения отрасли наличного денежного обращения.

Ж. В сфере предоставления услуг по монтажу и техническому обслуживанию технических средств контроля доступа в МКД (запирающее устройство) органам власти и местного самоуправления):

  1. 1. Совместно со структурами НСБ использовать потенциал негосударственной сферы безопасности, а также опыт и ресурсы малых предприятий, некоммерческих объединений, работающих на рынке проектирования, производства, монтажа и обслуживания технических средств контроля доступа и охраны МКД (запирающие устройства), а так же в сфере проведения общественного мониторинга обеспечения безопасности в МКД.

    2. Учитывать принципы, по соблюдению прав и законных интересов граждан в сфере предоставления услуг по монтажу и техническому обслуживанию технических средств контроля доступа и охраны МКД (запирающие устройства):

    А) договоры на обслуживание систем контроля доступа в подъезды (запирающее устройство) МКД должны заключаться при прямом волеизъявлении жителей, обеспечивать реальную безопасность, живую и эффективную обратную связь, и надлежащее качество обслуживания. Отсутствие прямых договоров с жителями об оказании услуг недопустимо.

    Б) для реализации этих принципов, а так же создания условий привлечения инвестиций в оборудование МКД техническими средствами безопасности  закрепить в законодательстве федерального и регионального уровня следующее:

    - разработать и внести законопроект об оборудовании жилых многоквартирных домов системами безопасности, системами контроля и управления доступом, а также системами видеорегистрации придомовых территорий и мест общего пользования жилых многоквартирных домов, в том числе, предусматривающий исключение из состава общего имущества жилых многоквартирных домов и управления управляющих организаций технических средств безопасности, правила оборудования жилых многоквартирных домов техническими средствами безопасности, прямые правоотношения собственников жилых помещений многоквартирных домов с предприятиями, осуществляющими установку, обслуживание и содержание технических средств безопасности.

    - для приведения действующего жилищного законодательства в соответствие со сложившимися рыночными правилами по установке, обслуживанию и содержанию систем безопасности в жилых многоквартирных домах Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Мень М.А.) разработать и внести изменения в законодательные и подзаконные акты, допускающие прямые правоотношения собственников жилых помещений жилых многоквартирных домов и предприятий, осуществляющих установку, обслуживание и содержание технических средств безопасности, исключения технических средств безопасности из состава общего имущества многоквартирных домов и управления управляющих организаций, защиту предприятий, осуществляющих инвестирование в технические средства безопасности. 

    В) С целью развития рынка технических средств безопасности, соблюдения требований антимонопольного законодательства, защиты прав предприятий малого и среднего бизнеса признать недопустимой практику односторонних, не согласованных с жителями многоквартирных домов действий по административной смене поставщиков услуг, имеющих действующие прямые правоотношения (договоры) с жителями многоквартирных домов на содержание технических средств безопасности (домофонов, систем видеонаблюдения, охранно-пожарных сигнализаций и т.д.), на иных поставщиков услуг, рекомендованных органами местного самоуправления, управляющими организациями и иными государственными органами.

    3.  Совместно со структурами НСБ обеспечить контроль технического состояния систем контроля доступа в МКД включая:

    - выработку требований (стандартов) к входных подъездным дверям, как основы системы контроля и управления доступом, на которых размещается оборудование;

    - формирование порядка проведения совместного контроля с предприятиями этой сферы деятельности качества дверей и их соответствия стандартам;

    - согласование совместных инвестиционных программ, порядка замены и условий производства непригодных для дальнейшей эксплуатации или морально устаревших систем контроля доступа и дверей МКД .

И. В области пожарной безопасности:

1. Подготовить предложения по внесению изменений в порядок участия общественных организаций в системе закупок для государственных и муниципальных нужд (статья 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ), в котором разделить участие в конкурсах некоммерческих (общественных) объединений и предприятий малого и среднего бизнеса на выполнение работ, предоставление услуг и поставку продукции для их рассмотрения в рамках «нулевых слушаний» в Общественной палате Российской Федерации.

2. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации внести предложения о решении проблемы по снятию иных социальных гарантий и компенсаций при получении материального вознаграждения за участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, и рассмотрении необходимости внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.

3. Принять меры по расширению функций организаций негосударственной сферы безопасности в части организационного и технического обеспечения отдельных задач по предупреждению и тушению пожаров. Ввести практику работы организаций НСБ систему приема извещений о пожаре и реагированию на них с использованием технических средств, оборудования и каналов связи. Интегрировать указанные системы в общую систему безопасности охраняемого объекта.

С этой целью рекомендовать дальнейшее внедрение опыта по расширению функций охранных предприятий и снижению затрат на обеспечение пожарной безопасности, поручая работникам охранных структур на охраняемых ими объектах решать следующие задачи в случае возникновения пожара:

- немедленно вызвать пожарную охрану и обеспечить встречу прибывающих подразделений;

- до прибытия пожарной охраны организовать безопасную и своевременную эвакуацию персонала охраняемого объекта, ценного имущества;

- обеспечить ручной пуск систем коллективной защиты и тушения пожара; 

- если возможно приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

Признать целесообразным внедрение системы передачи извещений о пожаре Всероссийского добровольного пожарного общества в охранных структурах,  позволяющей обеспечить разделение передаваемых извещений  на раздельные блоки информации: блок тревожный (сигнал «ПОЖАР», «ГОРЕНИЕ», проникновение на объект, техногенные тревоги  и т.п.), блок неисправностей СПИ на объектовом оборудовании, блок информации о состоянии каналов связи (неисправность «Авария линии связи»), блок всей информации от объектовой сигнализации и дополнительного оборудования.

.

З. Учитывая объявление 2018 года Годом предпринимательства в Российской Федерации, организовать популяризацию предпринимательской деятельности в СМИ и в кинематографе, участие в международных проектах, связанных с популяризацией предпринимательства (Всемирная неделя предпринимательства, Международный день социального бизнеса), пропаганда семейного предпринимательства и др.

.

.